Дайджест главного из интервью (https://rg.ru/2025/04/13/put-naverh.html) гендиректора «Российского лифтового объединения» Петра Харламова для «Российской газеты»:

Замена одного лифта — более 4 млн рублей. Это самая затратная позиция в капитальном ремонте. За последние 5 лет стоимость выросла в 2 раза.

Сколько лифтов под замену?

• Всего в России — 605 000 лифтов.
• 50 000 уже отработали 25-летний срок.
• Еще 60 000 «уйдут на пенсию» до 2030 года.
• Вместе — 110 000 лифтов нужно заменить за ближайшие 5 лет.

Где самый затык?

Спецсчета. Почти половина лифтов, подлежащих замене, находятся в домах, где деньги собирают через спецсчета. Во многих регионах взнос на капремонт — мизерный (до 10 руб./м²), на лифт не хватит даже через 20 лет.

Финансовых программ почти нет:

• В 2020 году была попытка субсидирования через факторинг — заменили 2000 лифтов.
• С тех пор поддержки нет. Ставка рефинансирования слишком высока — 21%.
• Предлагаются альтернативы: облигации, снижение/обнуление НДС на замену лифтов.

Продлевать или менять?

• Сейчас нельзя эксплуатировать лифт старше 25 лет, даже если он в порядке.
• Харламов предлагает допустить продление срока эксплуатации после экспертного обследования — сначала на 3 года, потом еще на 2.

Скорость замены — низкая:

• В 2023 заменили ~19 000 лифтов.
• Некоторые регионы — в полном отставании. Пример: Смоленская область — 1500 лифтов под замену, в 2023 поменяли… 5.

Лифты делают в России:

• Производств достаточно — 60 000 лифтов в год возможны.
• В 2024 году уже выпущено 29 000 российских лифтов и 6,7 тыс. — белорусских.
• Но высотки (выше 30 этажей) — проблема. Для них пока нет нужных комплектующих, особенно чипов и безредукторных лебедок.

Импорт или свое?

• В новостройках застройщики охотно ставят импортные лифты.
• В капремонте — только отечественные и белорусские.
• Часто выбирают самые дешевые модели, лишь бы «вписаться».

Модернизация вместо полной замены?

• Было такое в 2010–2013 — плохо закончилось.
• Современным стандартам старые кабины все равно не соответствуют.
• Безопасность не гарантирована. Особенно после нескольких ЧП.

Платные лифты?

• В Грузии и на Украине — есть.
• В России — пока только идея. В ЖКХ обсуждается идея повышенного взноса на капремонт для домов с лифтами.

Обслуживание — слабое место: До 2022 лифт мог обслуживать кто угодно. Сейчас требования есть, но формальные: нет регулярного контроля и легко обойти требования.

Может, просто не строить высотки? Харламов: «У нас такая огромная страна — может, лучше трехэтажные дома? Без риска застрять в лифте на 20-м этаже».

Лифтовая проблема в ЖКХ — это таймер, который уже тикает. Решения есть, мощности есть, но нет системной поддержки и финансирования. При этом риски — реальные и социально острые. Пора поднимать эту тему на уровень приоритетной.

Источник: https://t.me/newzkh_ru/976

Источник фото: https://clck.ru/3ExUZD

Самый дорогой вид работ — замена лифтов